FASCINOLOGY персональный сайт Владимира Соковнина
   
 

Карта сайта

Автор

Что такое фасцинация?

Мастер-классы

Помощь начинающему фасцинологу

Проекты

Публикации

НОВЫЕ  книги о фасцинации

Ваше письмо Владимиру Соковнину vmsokovnin@gmail.com

мои сайты:

АКАДЕМИЯ СВЕТСКОГО АСКЕТИЗМА

ПРОФЕССИЯ ФАСЦИНОЛОГ

проекты
Владимирв
СОКОВНИНА

блог в ЖЖ
http://sv-asket.livejournal.com/

Все эти книги можно скачать бесплатно: http://www.koob.ru/sokovnin/

Если у Вас возникнет интерес к новой науке о чарующем и устрашающем поведении всех живых существ на планете и Вы захотите быть в курсе ее развития и достижений, присоединяйтесь к моим блогам в ЖЖ И страницам в сетях. Пишите мне на vmsokovnin@gmail.com

блог FICTOR-выдумщик http://fictor2012.livejournal.com/

Всем всё о фасцинации >>> здесь
НОВОСТИ ФАСЦИНОЛОГИИ


В. Соковнин

Бочка Диогена

 

В те же времена, когда великий Пракситель изваял с наикрасивейшей гетеры Фрины Афродиту Книдскую и трепетал от страха, что судьи приговорят Фрину к смерти, в Афинах жил другой великий человек, вошедший в историю человечества, - философ-киник Диоген Синопский.

Пошленький стишок студенческой поры на философском факультете:

Жил-был в бочке Диоген,
Он держал в руке свой....

Стишок бил, однако же, в точку: Диоген действительно жил в бочке, чем был широко известен всей Элладе, и действительно, если верить дошедшим до нашего времени легендам о нем, публично мастурбировал.
Публичность действий и поступков была его философской аргументацией. Так, в ответ на определение Платоном человека как животного, лишенного шерсти и перьев, Диоген поймал петуха, ощипал его догола и, пустив на волю, торжественно провозгласил: «Теперь ты - человек !» Платон был посрамлен.
Но вернемся к мастурбации. По одной легенде Диоген таким способом доказывал, что в свободе от потребностей и властвовании над ними можно идти как угодно далеко, мужчине можно обойтись без женщины. Согласно другой, мастурбируя, он поглаживал живот и говорил: «Вот бы и над голодом получить такую власть».
Увы, голод был сильнее даже Диогена, философу приходилось иногда и попрошайничать. Но он не унижался, а требовал: «Подайте философу, ведь он вас учит жить, дуралеи !» Греки умели ценить и шутку, и юмор, и дерзость, Диогену подавали.
Может возникнуть ассоциация с бомжами: попрошайничал, жил в бочке, обнажался прилюдно ... Такая поверхностная аналогия принципиально неверна. То-то и оно , что Диоген имел «прописку» и его «адрес» был известен всей Греции: «Афины (потом Коринф), агора (торговая, самая людная площадь - прим. В.С.), бочка (большая глиняная бочка, пифос, в которых греки хранили вино)». Он мог быть богатым и ни в чем не нуждаться - его приглашали властители многих городов, в частности могущественных и богатых Сиракуз. Его звал к себе Филипп Македонский. Но он отказывал могущественным правителям в их стремлении покровительствовать ему, поскольку превыше всего ценил личную свободу.
Диогена известен большинству как философ-киник и экстравагантный чудак или, пожалуй, точнее было бы назвать его чудиком - по Василию Шукшину, давшему целую галерею образов обаятельных чудиков в своих рассказах. Но можно посмотреть на Диогена и по-иному. Да, в философии он – киник, один из основоположников кинизма. Его уважали и стоики. Но все дело в том, что в те времена философия рассматривалась не только как некое учение, но также как школа (почти все древнегреческие философы призывали в свои школы, имели учеников, некоторые брали с них плату за наставничество, кроме, в первую очередь, Сократа, который учил всех желающих бесплатно) и, что особенно важно подчеркнуть, как соответствующий философии образ жизни. Они прилюдно ставили жизненный эксперимент, включающий интеллектуальную выдумку (учение), общение по ее внедрению (школа) и личный пример образа жизни. Таков был тот же Сократ. И в полной и абсолютной мере это относится к Диогену, которого в этом смысле можно назвать практическим философом, как сейчас психологов называют практическими психологами, если они работают с пациентами. Он жил в бочке, причем ставил ее не где-нибудь на задворках большого города, тех же блистательных Афин, а на самой людной и шумной площади, почти в центре города, на агоре. Он учил греков нравственной переоценке гедонизма, ставящегося в ту пору для них привычным, массовым поведением в его вульгарно-пошлом проявлении с погоней за богатством, плотскими загульными утехами и завистью ко всему чрезмерному и выставляемому богачами напоказ. Это и привело к развращению и упадку Афин, как позже случилось с императорским Древним Римом.
Диоген создавал гениальные по простоте и мощному фасцинирующему воздействию метафоры, коммуникативные и учебные одновременно, ту же знаменитую метафору ходьбы по городу с фонарем в руках и фразой «Ищу честного человека!» Метафоры Диогена были столь ярко педагогичны, что нравились людям и дошли до наших дней, имея в современном квазигедонистском мире громадный индекс цитирования, что совершенно парадоксально и наводит на размышления о неизбывности светско-аскетического умонастроения в людях. Но ведь и в древности тот же безусловный гедонист Александр Македонский сказал «Я хотел бы стать Диогеном». Юный Лев Толстой был так очарован Диогеном, что рядился под Диогена и мечтал на него походить. В старости он им и стал.
Диоген поставил эксперимент светского аскетизма, философски осмысленного и практически воплощенного в своем образе жизни и общения.
Диоген не был ленивым бродягой, он трудился, только труд его был своеобразен: он был, как я уже сказал, практическим философом. Если Сократ вел беседы и диспуты, то Диоген совершал поучительные действия и поступки, как с тем же ощипыванием петуха. Более того, саму свою жизнь он сделал живым учебником, практическим пособием по философии кинизма. Он был и остается, пожалуй, единственным философом, у которого слова и поступки сливались воедино, образуя философию практического действия. В бочке он писал и свои сочинения: «О любви», «Государство» («Полития»), «Эдип», «Фиест» (трагедии) и др. И тут же на торговой площади внедрял свое учение. Некоторые легенды о его философских поступках-притчах настолько известны, что давно стали своеобразным мировым фольклором.
Поразительна по силе влияния и значению философ-ская телесная практика Диогена, составлявшая сердцевину его учения: где же еще обуздывать захватывающие желания, как не своем теле. Киник объявлял, что настоящий человек не имеет права быть рабом страстей, алчных разрастающихся потребностей и всяче-ского чревоугодия. Человек свободен и потому обязан жить просто и довольствоваться малым. Только тогда он будет счастлив и доволен собой и жизнью. А это, наряду с прочим, значит, что человек должен быть слит с природой, не быть изнеженным и хилым, не быть ее осквернителем и врагом. К тому, что Диоген жил в бочке круглый год, надо добавить, что он ходил босым по снегу, одеждой ему служил простой хитон из грубого полотна, а когда он увидел однажды, как мальчик пьет воду, загребая ее из ручья ладошкой, он выбросил и кружку, поняв, что можно обойтись и без нее. Таков был Диоген, и не день-два, - ради эпатажа или философского куража, - а всю жизнь вплоть до смерти на 91-м году жизни. И это - подвиг.
Он закалял свое тело: летом катался по раскаленному солнцем песку, а зимой обнимал статуи, запорошенные снегом. По поводу закалки Диогена тоже осталась легенда.

Однажды некий «олимпиец» сказал Диогену:

- Как жаль, Диоген, что ты никогда не участвовал в Олимпийских состязаниях. Наверняка был бы первым!
- Зато я участвую в состязаниях более важных, чем Олимпийские.
- В каких же это? — не понял атлет.
Диоген ответил:
- Я состязаюсь в борьбе с пороками.

Великое значение философии Диогена и киников заключается в том, что они учили людей не быть рабами роскоши, комфорта и материальных благ, показывали пример власти свободного духа над прихотями потребностей. Свое тело они делали послушным инструментом непритязательной жизни, освобожденной от благ изнеженной цивилизации. Свободе духа и независимости Диогена завидовали даже могущественные властители. Есть целая серия легенд о встречах с Диогеном Александра Македонского. Вот одна из самых известных.

Однажды Александр Великий подъехал к Диогену и сказал:
- Я Александр - великий царь!
- А я - Диоген-собака. Тем, кто мне подаст, я виляю хвостом, тех, кто отказывает, облаиваю, а прочих - кусаю.
- Не хочешь ли ты отобедать со мной?
- Несчастлив тот, кто завтракает, обедает и ужинает, когда захочется Александру.
- А ты меня не боишься?
- А ты - добро или зло?
- Разумеется - добро.
- Кто же боится добра?
- Я правитель Македонии, а скоро и всего мира. Что мне сделать для тебя ?
- А отойди чуть в сторону, ты заслоняешь мне солнце!
Тут Александр отъехал к своим друзьям и подданным и сказал: «Если бы я не был Александром, я стал бы Диогеном».

Греки ругались с Диогеном, бранили, он не оставался в долгу, но они также и понимали его величие и любили его. Когда хулиганы однажды разбили его бочку, мудрое городское начальство постановило хулиганов высечь, а Диогену выделить новую бочку. Такова одна из легенд о Диогене.
Похоронили Диогена близ городских ворот. Над могилой была воздвигнута колонна, а на ней - собака (символ кинизма). Другие соотечественники оказали Диогену почет, соорудив ему бронзовые памятники, на одном из которых было написано :

Время состарит и бронзу, лишь Диогенова слава
Вечность саму превзойдет и никогда не умрет!

На другом памятнике Диогену, на родине философа в Синопе, вырезали эпитафию:

Время точит и камень, и бронзу.
Но слова твои, Диоген, жить будут вечно!
Ведь ты учил нас довольствоваться малым
И наметил пути продвижения к счастливой жизни!

Шли века и тысячелетия, а о Диогене человечество помнило. Правда, не всегда понимая его, а часто и вульгаризируя.
Один из печальных примеров такой вульгаризации преподнесли современные психиатры, назвав одну из психических аномалий в человеческом поведении «синдром Диогена». Сама аномалия описана была в 1955 году в исследовании А. Кларка, Г. Мейникара и Дж. Грея. Вот как описан «синдром Диогена» в одном из психиатрических словарей: «Синдром Диогена - термин, означающий клиническое состояние, характерное пренебрежительным отношением одиноко живущих престарелых людей к бытовым вопросам. Чаше всего возникает у активных ранее людей, ориентированных прежде всего на работу и имевших социальный успех. Постепенно, с отходом от привычной профессиональной и общественной деятельности, они перестают заботиться о своей внешности и жилище, кое приходит в запустение и превращается в склад старых и никому не нужных вещей; не уделяют должного внимания правильному питанию, что может вести к истощению и даже смерти. Вместе с тем у них возникают необратимые изменения характера: появляется недоверчивость, необщительность, нереалистичность установок и - главное - негативизм по отношению к людям, предлагающим помощь».
Психиатрам нет дела до эпитафий древних. Ага, ходил в дерюге, жил в бочке, значит больной, назовем-ка такое отклонение «синдромом Диогена».
Но Диоген жил в бочке на самой людной торговой площади (!!!), поближе к людям! Он не сторонился людей, был всегда в состоянии публицистического диспута с ними. И был замечательно социально деятелен - искал честного человека, переоценивал ценности. Сам синдром точен, но приклеенное к нему название абсолютно некорректно и свидетельствует о философско-исторической некомпетентности психиатров.
Фасцинация образа-символа философа-киника Диогена Синопского будет вечна для человечества, ищущего днем с огнем Человека и понимающего, что довольствоваться малым - единственное спасение в гиперпотребительском мире, провоцирующем в человеке физическое и духовное ожирение. Диоген сознательно избрал аскетический вариант жизни, пусть и в его крайней, во многом экстремальной форме, и показал, насколько человек способен стать свободным и независимым от власти услаждающих утех и от власти сильных мира сего.

(см. также: Академия светского аскетизма 21 - го века )


См. также:

Связь с автором : vmsokovnin@gmail.com

 

Карта сайта

Copyright © 2002-2014 В.Соковнин. Последнее изменение: 2 июня 2014