FASCINOLOGY персональный сайт Владимира Соковнина
   
 

Карта сайта

Автор

Что такое фасцинация?

Интердиктивное общение

Мастер-классы и коуч

Помощь начинающему фасцинологу

Семантическая фасцинация

Публикации

Книги о фасцинации

Ваше письмо Владимиру Соковнину vmmss@mail.ru

мои сайты:

АКАДЕМИЯ СВЕТСКОГО АСКЕТИЗМА

ПРОФЕССИЯ ФАСЦИНОЛОГ

проекты
Владимирв
СОКОВНИНА

блог в ЖЖ
http://sv-asket.livejournal.com/

Все эти книги можно скачать бесплатно: http://www.koob.ru/sokovnin/

Если у Вас возникнет интерес к новой науке о чарующем и устрашающем поведении всех живых существ на планете и Вы захотите быть в курсе ее достижений, присоединяйтесь к моим блогам в ЖЖ и страницам в сетях.

блог FICTOR-выдумщик http://fictor2012.livejournal.com/

Тому, кто поможет продвижению новой науки,

СЛАВА!

 

 

 

 

Всем всё о фасцинации и общении >>> здесь

Новости фасцинологии

В. Соковнин

Черный пиар. Черная психика. Шизофренизация электората

(из книги "ФАСЦИНОЛОГИЯ")

Одной из актуальнейших проблем политического коммуникативного взаимодействия в современном обществе является, на мой взгляд, политическая реклама и политическая PR-деятельность, особенно в процессах демократических выборов в парламенты и на высокие государственные должности.
Демократию можно определить как соревнование пиар-презентаций. В этом процессе все более значительно место отвоевывает театр “черного пиара”, т. е. деятельность по разрушению добрых репутаций, созданию политических зомбирующих скандалов, очернению поступков и личностей, включенных в политические структуры и коммуникации. Я назвал бы этот театр черной мошеннической драматургией в борьбе за власть.

История подобной драматургии уходит в глубь веков. Известны своим разрушительным влиянием так называемые “прелестные письма” вожаков народных бунтов всех времен и народов, представлявшие собой набор ярко фасцинативных призывов с посулами богатства и свободы. Популизм был всегда главным оружием завоевания симпатии толпы для жаждущих попасть во власть.
Во время противоборства царевны Софьи и Петра за престол Софья использовала такой “черный театр”: она попыталась убедить народ в своей способности творить чудеса. Для этого уговорили одну “знатного отца дочь вклепать в себя беснование”, т. е. стать “кликушей”. Явление кликушества в те времена было очень широко распространено. Когда же девушка “закликала” во время службы в Успенском соборе Кремля, Софья стала усердно молиться перед Владимирской Божьей Матерью и тем “исцелила ее”. На другой день весь город только об этом и говорил. С той же целью сторонники Софьи содержали на жалованье женщин, имитировавших кликушество. Когда царевна ехала в Новодевичий монастырь, она останавливалась на пути и на глазах у всех исцеляла их.
Игры эти значительно подняли авторитет Софьи в глазах москвичей, однако несмотря на это акции ее держались недолго. Петр I, разгадав нехитрый маневр царевны, приказал принародно высечь плетьми мнимых кликуш и их как ветром сдуло.

Широко известен исторический факт технологии расправы над православной церковью, которую сконструировал великолепный “черный пиарщик” В. Ленин. Он срежиссировал и запустил в общество по всем существовавшим тогда каналам слух о том, что в то время как народ голодает и умирает, попы набивают церкви золотом и жиреют. Дождавшись народного негодования, затем приступили к разгрому церкви, экспроприации церковного имущества, главным образом, конечно же, золота и драгоценностей, разрушению церковных храмов, арестам и расстрелам священнослужителей.
По сути, весь так называемый “черный пиар”, широко в России применяемый в избирательных кампаниях, а в последнее время и в конкурентной борьбе корпораций, есть в основе своей не что иное, как конструирование эффектной дезфасцинации, возбуждающей в избирателях или потребителях неприязнь и недоверие к оппонентам. Современная реклама буквально пронизана дезфасцинацией – демонстрированием эффектных картинок о несуществующих качествах товаров и услуг. В еще большей степени свойственна дезфасцинация рекламе магов и целителей с их обещаниями излечить все болезни сразу, снять порчу и сглаз, а заодно настроить тело и душу на сплошное счастье и удачу.
Не случайно некоторые авторы применяют одно из определений фасцинации как технологии “зомбирующе-чарующего массового воздействия”.

Я уже показал выше, что возможна дезинформация, осуществляемая методом шоковой фасцинации. Так, метод “психологического шока” удачно применяли еще в Первую мировую войну. Пресса буквально “бомбила” массовое сознание статьями о жестокости солдат кайзера. Изуверские картины должны были вызвать ненависть ко всем немцам. Вот несколько примеров, почерпнутых из статьи Р. Зульцмана “Пропаганда как оружие в войне”. Всю мировую прессу обошла ложь об отрубленных солдатами детских руках. Для католиков была придумана легенда о распятии католических священников: их якобы подвешивали к колоколам. Самой “гнусной и одновременно самой действенной ложью” стало сообщение о том, что немцы перерабатывают трупы солдат, своих и чужих, на стеарин и на корм для свиней. Общественность негодовала. Для Китая это сообщение стало формальным поводом для вступления в войну на стороне Антанты. Заметка о том, как кайзер добывает жир из трупов солдат, раздула пламя ненависти среди американских граждан и среди народов других цивилизованных стран. Совершенно нормальные люди, узнав об этом, сжали кулаки и бросились к ближайшим бюро по вербовке в армию.

Вот другой исторический пример манипуляции общественным мнением, который привел Томас Карлейль: “В мае 1750 года полиция, проводя очередную чистку, решила заодно забрать и детей некоторых уважаемых лиц, надеясь получить за них выкуп. На площади стали собираться возбужденные толпы народа, слышались дикие крики обезумевших матерей. Многие тогда поверили отвратительной и нелепой басне, будто доктора прописали одной важной особе принимать ванны из детской крови, чтобы восстановить собственную, испорченную развратом” (см.: Карлейль Т. Французская революция. История. М.: Мысль, 1991).
Геббельс – всего лишь эпигон, применивший “давно забытое старое”, когда постулировал для германской пропагандистской машины принцип “грандиозности лжи”

Робер Эскарпи в романе “Литератрон” придумал для своего героя-плута “литератрон” – красивую и звучную пустышку, с которой тот оболванивал избирателей. После краха литератрона, плут начал придумывать новую игрушку – позиохлотрон. Плут Робера Эскарпи знает, что он плут и находит себе оправдание: такие, как мы, нужны, чтобы людям не было… скучно (Эскарпи Р. Литератрон. М.: Молодая гвардия, 1966). Позиохлотрон – замечательно! М. Г. Ярошевский применил сходный термин, описывая особенности зомбирования на российском телевидении, – “охлотелесуггестия” (см.: Ярошевский М. Г. Охлотелесуггестия. // Вопросы психологии. 1994. № 3). К.Лоренц, опираясь на М. Эриксона, предполагал существование особого человеческого типа, которого можно назвать “охлотроп”, настолько он суггестивен (Лоренц К. Восемь смертных грехов цивилизованного человечества. М.: Республика, 1998). А охлопиар по зомбированию пенсионеров в России в ходе избирательных кампаний всех уровней стал уже давно азбучной технологией.
Многие политтехнологи России, занимаясь гораздо более откровенным, чем герой Р. Эскарпи, плутовством, притворяются, что они не какие-то там плутишки, а профессионалы-политологи (!) и политтехнологи (!!). И учат – даже и не замечая, что учат, – плутовству. Как это выглядит, можно подробно прочитать в популярных руководствах по политическому манипулированию и так называемому социальному программированию (аналог – НЛП, нейролингвистическое программирование).

В одном руководстве по практике PR в политике и предвыборных кампаниях, которое я вначале принял за сатиру, но при чтении выяснилось, что это труд вполне серьезный и с серьезными намерениями, черным по белому напечатано под заголовком “Нагнетание ужаса” вот такое: “Есть такой прием – японская слежка. Это когда на перекрестке рядом с вами тормозит автомобиль, а в нем сидят три рослых парня в черных очках и внимательно на вас смотрят. А если вы еще вечером обнаружите за coбoй хвост, а у подъезда странную машину, а еще и окажется, что в замке кто-то покопался, то тремор будет полный. В этой ситуации и при частых жалобах руководители кампании, отвечающие за своих людей, предпринимают дополнительные меры безопасности. Живут в куче, тратят бабки на сопровождение и охрану и думают только о безопасности, ходят тройками и проч. А всего-то надо закрепить за их штабными пару десятков студентов-ходунков да пару-тройку машин, пусть три дня потреплют нервы, а им шухер будет на месяц.
Можно еще повеселиться, используя всякую мистическую чепуху, например, возле квартир, где живут штабные, пролить лужу бычьей крови или просто кровавую дорожку, обновляемую каждый день, чертить. Можно подбрасывать дохлых кошек и крыс, просто тухлое мясо и проч. – все это есть на рынке. Очень действует на нервы (последний абзац – шутка)” (См.: Матвейчев О., Новиков В. Предвыборная кампания: практика против теории. Екатеринбург: Изд. УрГУ, 2003, с. 68). Если последний абзац и шутка, то какая-то, мягко говоря, болезненно-странная, тем более один к одному повторяющая суть предыдущего нешуточного абзаца. Или вот еще один совет под заголовком “Подрыв инфраструктуры”: “Если периодически отключается электричество, если постоянно виснут компы, если заняты или отключены телефоны – работать невозможно. Тут можно и диверсии соответствующие устраивать. Например, с компьютерной сетью. Существует масса способов. Например, зашел человек в штаб, оставил секретарю дискетку, дескать, передайте вашему начальнику, Петров просил занести. Тот, недоумевая, почему Петров не предупредил заранее, вставляет ее в комп, и всей сети кранты. Есть и обычные хакерские способы уничтожения сетей. И не верьте тем, кто говорит, что все защищено надежно. Пентагоновские сети по несколько раз в день хакают, что уж говорить о наших штабных сетях. Хорошие специалисты за пару тысяч долларов (и столько же премиальных) сделают все в лучшем виде” (там же).
Авторов, по всей очевидности, уже давно засосала субфасцинация великой роли политтехнологов-гуру в избирательных кампаниях, о чем свидетельствует форма книги-поучения и языковой стиль с “бабками”, “крантами” и “шухером”. Вспоминается остроумное замечание Фазиля Искандера: “...Нравственно здоровый человек сам никогда мысленно не вторгается в область аморальных комбинаций. Поэтому он крайне наивен в этой области. Такой человек, узнав, что некий политический деятель при помощи такой-то сложной манипуляции человеческими страстями добился власти, хотя и осуждает аморальность этих манипуляций, одновременно может испытывать и некоторое уважительное восхищение:
– Мне бы такое никогда в голову не пришло!
Тем самым как бы частично признавая недоразвитость своей головы” (Искандер Ф. Стоянка человека. 1979). Недоразвитость недоразвитостью, но при феномене “готовности верить”, о котором я говорил выше, создается база для массовой шизофренизации.

Другой политтехнолог из Екатеринбурга (так он себя представил), пожелавший остаться анонимным и очевидно из-за анонимности разоткровенничавшийся, написал мне по поводу моих критических выступлений в прессе письмо каллиграфическим почерком на шести листах формата А4 в клеточку (возможно у него не было своего ПК). Наряду с выпадами в мой адрес, он выразил и такие максимы (см. фото), которые я и привожу здесь только для того, чтобы показать, насколько засасывает экстремальная фасцинация в политконсалтинге, насколько близки эти “профессионалы black-пиара” к “нагнетанию ужаса” и более опасным проделкам с общественным сознанием. Точно так же, как глупость не есть отсутствие ума, а только такой ум, погружение в “black-pr” не есть отсутствие нравственности, это такая соединенная с психопатическим воображением и анонимностью нравственность (“черный” пиар всегда анонимен, неанонимный, открытый пиар – это критика).
30 августа 2005 г. на столбах, стенах и заборах Екатеринбурга по ул. Малышева появились объявления такого содержания: “Дискредитация. Устранение конкурентов. Телефон (указан телефон)”, “Стратегический шпионаж (телефон тот же)”, “Выполним любой PR (телефон тот же”). Все три объявления выполнены изящно в небольшом формате и с фирменной эмблемой. Понятно, что объявления эти представляют собой спланированную акцию-провокацию по дискредитации этой самой фирмы. Я привожу их как живое свидетельство не только изобретательности “профессоров черного пиара”, но и тех клише, которые распространены в их среде: “шпионаж”, “устранение конкурентов методом дискредитации”... Точно по цитированному выше популярному руководству.

Б. Малиновский, анализировавший досконально процессы магии у примитивных племен, пришел к выводу, что “на всякую магию существует своя противомагия. Если, как мы показали, магия рождается из сочетания упорного желания человека со своенравной прихотью случая, то каждое желание, положительное или отрицательное – каждое “хочу” и каждое “не хочу” – должно иметь свою магию. Во всех своих социальных и вселенских амбициях, во всех своих стремлениях добиться счастья и завоевать благосклонность судьбы человек действует в атмосфере противодействия, соперничества, зависти и недоброжелательства. Ибо удача, собственность и даже здоровье - вещи соизмеримые и сопоставимые, и если ваш сосед имеет больше скота, больше жен, больше здоровья и больше власти, чем вы, то вы чувствуете себя превзойденным и униженным. И такова уж натура человека, что он испытывает от чужих неудач столь же острое удовлетворение, как и от своих успехов. Этой социологической игре желания и “противожелания”, амбиций и враждебности, успеха и зависти соответствует игра магии и “контрмагии”, или же магии белой и магии черной” (Малиновский Б. Магия, наука и религия. М. 1998).

Черную пиар-магию можно рассматривать как снежный ком, несущийся под гору в политической борьбе амбиций, маний и престижа. Любой черный ход специалиста по black-пиару с неизбежностью рождает ответный ход такого же наполнения. Увы, таковы особенности страстной и во многом экстремальной политической борьбы. Итогом черных технологий становится то, что многие социальные психологи называют массовой шизофренизацией электората. Кажется, наступила пора говорить уже и о массовой шизофренизации общественного сознания в целом.

Разум слаб, чтобы противостоять массовой фасцинации и субфасцинации. И это становится одной из острейших проблем общества, социальной психологии и политологии.

Связь с автором: vmmss@mail.ru


 

См. также:

Карта сайта

 

Copyright © 2002-2014 В.Соковнин. Последнее изменение: 23 февраля 2014

Сайт управляется системой uCoz